+7(495) 698-61-16
115230, г. Москва,
1-й Нагатинский пр-д, д.10/1,
6 этаж (м. Нагатинская)

ISO 9001:2015 — в жестких рамках

Евгений Константинович Аванесов
главный эксперт ООО «Тест-С.-Петербург», представитель от России в ISO/ТС 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества», ISO/ТС 268 «Устойчивое развитие сообществ», ISO/ТС 207 «Менеджмент окружающей среды»

Два года назад наиболее прогрессивная (без сомнений!) часть человечества отпраздновала 25 лет появления и начала всемирного путешествия стандарта ISO 9001, который до сих пор является самым популярным из более чем 20 тыс. продуктов Международной организации по стандартизации (ISO). Стандарт впервые обобщил многочисленные исследования на тему: «Как должна работать современная компания, которая хочет добиться успеха за счет обеспечения качества, тем самым завоевывая расположение потребителя?» И, как положено в отношении успешных явлений, он постоянно подвергался мощной критике (иногда заслуженной), вследствие чего за четверть века претерпел неоднократные изменения.

Его ругали и ругают за «нечеловеческий» язык (прибавьте сюда особенности национального перевода), и за яркий «промышленный акцент», не всегда понятный компаниям, предоставляющим различные услуги, и за то, что он якобы стал причиной появления легиона недобросовестных консультантов и алчных органов по сертификации.

За это время стандарт был рассмотрен вдоль и поперек. В частности, на страницах журнала «Методы менеджмента качества» он был тщательно «препарирован» уважаемым В.А. Качаловым. Однако ISO 9001 жив до сих пор, что косвенно подтверждают результаты ежегодного обзора ISO (более миллиона выданных сертификатов).

Последний раз стандарт ISO 9001 пересматривался в 2008 г., хотя трудно это назвать пересмотром — так, внесение небольших поправок. И, безусловно, такой продукт, если хочет оставаться популярным, должен все-таки улучшаться чаще, чем раз в 10 лет.

У ISO есть хороший девиз: «Проще, быстрее и лучше!»

Итак, приготовьтесь к встрече! В 2015 г. выходит новая, серьезно пересмотренная версия ISO 9001, вместе с тем сохранившая все лучшее, что было накоплено и проверено на примере сотен тысяч организаций в разных странах, занимающихся различной деятельностью, — от футбольных клубов до атомных электростанций, от детских садов до органов государственной власти.

Самым значительным толчком к пересмотру стандарта ISO 9001 стал факт появления на его основе большого количества стандартов на системы менеджмента в самых различных областях человеческой деятельности (космическая, нефтяная, медицинская, автомобильная отрасли промышленности и т. д.). Кроме того, стандарты стали распространяться на экологическую, социальную, информационную стороны деятельности компаний. Не во всех случаях появляющиеся стандарты были гармонизированы между собой, что создавало и создает дополнительные трудности для организаций, у которых всего одна система менеджмента как принятый способ управления организацией. В результате появилось требование сообщества: разработать стандарт на интегрированную систему.

ISO ответила отказом, но пересмотрела свои директивы, устанавливающие правила разработки и утверждения стандартов. Так родилось специальное Приложение SL к директивам ISO, которое жестко определяет терминологию, структуру и изложение большей части текстов стандартов на системы менеджмента. Можно добавлять свои термины, разделы, фразы, не противоречащие зафиксированным в Приложении SL, но оно должно присутствовать в неизменном виде во всех стандартах.

Отныне все они будут похожи друг на друга, как детали конструктора LEGO. С одной стороны, эти управленческие бестселлеры становятся еще скучнее. Представьте, каково это — везде читать одну и ту же фразу: «5.1. Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и обязательства в отношении системы менеджмента ХХХ» (где ХХХ меняется в зависимости от названия стандарта: качество, окружающая среда, информационная безопасность и т. д.) А с другой стороны, как еще обеспечить совместимость различных стандартов?!

Много интересного ждет будущих пользователей стандарта ISO 9001: исчезает требование о наличии обязательных документированных процедур; вместо осуществления предупреждающих действий нужно будет оценивать риски; напрямую вводится требование о применении процессного подхода; понадобится учитывать потребности всех заинтересованных сторон; придется овладеть искусством управления знаниями. Кроме того, появится много других нововведений, которые должны придать блеск этому продукту глобализации. А нам остается только ждать.

Источник: Журнал «Стандарты и качество», Автор — Аванесов В.К.


Свяжитесь с экспертами
pochta@garantcert.ru
Сертификация в мире
12 веских причин сертифицировать Ваш бизнес
Новости

17.01.2018

Минстрой разработал требования к организациям на право достройки проблемных объектов

Минстрой РФ разработал проект приказа о порядке и условиях конкурсного отбора застройщиков,...

17.01.2018

Центробанк обеспечит безопасность компенсационным фондам СРО

Финансы компенсационных фондов СРО строителей в соответствии с реализацией поправок...

29.12.2017

с 1 января 2018 года вступит в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС

Новое таможенное законодательство Союза  содержит в себе много нового, полезного...

Яндекс.Метрика